45-летие Театра

Выставка "Театр балета Эйфмана. Только любовь" в Шереметевском дворце

С 30 июня по 30 октября в Шереметевском дворце — Музее музыки, филиале Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства — функционировала выставка "Театр балета Эйфмана. Только любовь", посвященная 45-летию труппы. Торжественное открытие состоялось 29 июня.

Масштабная экспозиция, основная часть которой разместилась в залах Парадной анфилады дворца, рассказывала увлекательную историю становления коллектива Бориса Эйфмана как одной из ведущих балетных трупп современности. Борьба за творческую независимость в условиях советской цензуры и выход в международное культурное пространство, мучительная работа в репетиционном зале и опыты исследования тайн человеческой души с помощью языка тела — вот лишь некоторые сюжетные и смысловые точки юбилейного выставочного проекта. Хроника художественной и профессиональной эволюции Театра разворачивалась на фоне драматичных и судьбоносных перемен в общественной жизни России конца XX века. В этих исторических "декорациях" рождаются знаменитые балетные спектакли и вершатся артистические судьбы.
В основу визуального решения выставки положен образ спирали, закручивающей посетителя в неистовом вихре эмоций и событий и ставшей емкой метафорой неукротимого движения — первоосновы искусства танца.

Название экспозиции отсылает к балету Бориса Эйфмана "Только любовь" — первому спектаклю хореографа для собственной труппы, сочиненному им в 1977 году. "Это чувство, эту страсть Эйфман проносит через годы, волнуя воображение, пробуждая мысль и вдохновляя как тех, кто помогает ему создавать все новые хореографические шедевры, так и зрителя. Пожалуй, "Только любовь" — это и есть та нить, которая связывает воедино все этапы развития Театра балета Бориса Эйфмана", — отмечает известный литературовед Татьяна Боборыкина.

В экспозиции были представлены архивные, а также новейшие сценические и репетиционные фотографии постановок Эйфмана, афиши, эскизы сценографии к спектаклям Театра, костюмы из
его легендарных балетов и другие предметы. Многие из экспонатов были выставлены впервые.
Иногда действительно думаешь, как можно 45 лет так много работать, так много людей вести за собой, многих людей ломать и строить заново. Наверное, действительно только любовь к нашему искусству".
(Борис Эйфман о выставке
"Театр балета Эйфмана. Только любовь")
"Выразительные средства выставки энергичные, броские, резко овладеваюшие вниманием резонируют с природой театра Бориса Эйфмана. Важной деталью оформления становятся прозрачные конструкции. Расставленные вокруг роскошных дворцовых, они образуют спираль, символ вечного движения, в которое Борис Эйфман и его театр, раз втянувшись, уже не останавливаются".
("Известия" о выставке
"Театр балета Эйфмана. Только любовь")
"Allegro molto vivace из "Патетической симфонии" Чайковского сливается с "Пляской смерти" Сен-Санса и голосом хореографа. Парадоксально, но эта, должно быть, какофония звучит удивительно гармонично и затягивает в вихрь музыки, напоминая о скоротечности жизни и необходимости творческого самовыражения, подобного тому, что запечатлено на многочисленных снимках. В этот момент понимаешь,как много статики в жизни большинства людей и как важны пластика и метафора".
(из отзыва посетительницы выставки)